Должность мастера

Должность мастера ныне по сути дела временное пристанище выпускников вузов и техникумов, хотя почти всюду острая нужда в квалифицированных мастерах и прорабах.
Чтобы возродить профессию руководитель среднего звена, пора от общих фраз перейти к конкретным действиям.


В этом письме наиболее сжато и искренне высветлен круг проблем, взявших сегодня в полон мастера. Результаты социологического обследования 1300 мастеров, проведенного ВНИПИ труда в строительстве, показали, что сменяемость этой категории работников год от года растет . Труд мастеров плохо организован. До 90 процентов рабочего времени уходит у них на выполнение не свойственной этой должности работы, и только 10 процентов рабочего времени мастера занимаются тем, что им определено по инструкции. Лишь каждый пятый имеет свой фонд для поощрения передовиков.
Престиж мастера невысок. Очень часто подрывают его, как ни странно, те, кто в своей работе на него опирается, — вышестоящие руководители. В некорректной форме делают замечания; минуя мастера, дают задания его подчиненным; не учитывают его мнения при подборе кадров. Это одна из причин того, что каждый второй из уволившихся мастеров мотивировал свой уход неудовлетворенностью социально-психологическим климатом в коллективе.

На специальных расширенных заседаниях коллегий министерств передовым мастерам вручили значки ударников социалистического соревнования и правительственные награды, разработали планы их переподготовки. В трестах, СМУ стали создавать советы молодого мастера. Но потом все как-то поутихло. Повышение классности обставлено столькими условиями, что не каждый решится подать заявление на получение удостоверения «Мастер 1 класса». По-прежнему сохраняется пропорция, когда на сто мастеров приходится примерно в четыре раза больше взысканий и во столько же меньше поощрений, чем на сто бригадиров.

Государство вынуждено усиливать меры принудительного характера.
Но самое лучшее принуждение — это самодисциплина, поддерживаемая изнутри, внутренними стимулами. Обеспечить такую мотивацию поведения, дать простор творческим силам, показывает практика, можно путем совершенствования традиционных административных методов управления и в то же время путем расширения сферы направляющего планирования, причем последнее должно опираться на большую хозяйственную самостоятельность предприятий, широкое участие трудящихся в управлении производственными и государственными делами.
Поиск путей совершенствования экономики, считает д-р юрид. наук М. Пискотин, шел по линии уточнения круга обязательных заданий, устанавливаемых предприятиям вышестоящими органами, совершенствования системы показателей, по которым оценивается работа этих хозяйственных ячеек и на основе которых строится система стимулирования, регламентации их прав, очерчивающих границы их самостоятельности.
Вдумываясь в предложения о разработке всеохватывающих, все регламентирующих нормативов, инструкций, стандартов, невольно ловишь себя на мысли: почему же хозяева капитальных вложений, заказчики не стремятся сами по-хозяйски использовать оказавшийся в их распоряжении рубль? Ведь это их рубль! Почему нужны финансовые и прочие рогатки, чтобы заставлять их искать для себя выгоду? Ведь стремление к собственной выгоде для человека является очевидным, само собой разумеющимся делом! Целесообразно вместо создания все новых и новых ограничительных правил поступать по-другому. А именно — поставить заказчиков в такие условия, когда бы они сами, по внутреннему побуждению, а не по указке инструкций стремились считать каждый рубль, заказывать конкурирующим проектным институтам варианты проектов и выбирать лучший, иначе они предстанут «банкротами».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *